20 марта 2025 года в рамках круглого стола «Повышение эффективности бизнеса», организованного Комитетом МТПП по вопросам финансово-хозяйственной деятельности и практики бухгалтерского учета, выступил эксперт по стратегическому маркетингу компании АО «ГРУППА БАЛАНС» — Денис Москаленко. Его доклад был посвящен трансформации подходов к стратегическому маркетингу в современных экономических условиях.
«Какие направления может закрыть стратегический маркетинг в современных условиях? По нашему опыту это, безусловно, разработка стратегии – все, что касается изучения конкурентов, , прогнозирования ситуации и формирование бизнес-модели компании. Это помощь при проведении M&A - , изучение возможносетй неорганического роста компании за счет слияний и поглощений либо коопераци. Наконец, разработка новых продуктовых направлений на долгосрочную перспективу, на 3-5 лет, что может повлиять на производственные и инвестиционные программы компании ».
«Группа компаний Росатом. В 2022 году на микроэлектронику были наложены санкции. Они до сих пор очень серьезные, а в 2022 году они были шокирующими, потому что просто обрубили доступ к китайским, тайваньским микропроцессорам, и вся микроэлектроника встала. Группа компаний Росатом сразу озаботилась тем, чтобы найти стратегические опции для формирования этого рынка под себя в России. У них есть достаточно большой инвестиционный и административный ресурс, но тем не менее в 2022 году была проведена работа для Росатома, когда маркетологи изучали рынок, бизнес-модели, те опции, как они могут зайти на этот рынок и максимально быстро развиваться. В настоящее время Росатом активно развивает эту сферу для себя, новую деятельность, и активно поглощает компании, собирает и консолидирует их, чтобы закрывать свои потребности, как минимум при строительстве атомных электростанций, особенно на экспорт».
«Второй пример из нашего реального кейса – это M&A. В 2019 году Уралвагонзавод начал избавляться от непрофильных активов. У них был большой парк подвижного состава, иногда в хорошем, иногда в плохом состоянии. Одна из компаний решила подобрать себе эти непрофильные активы – у них появился достаточно сильный инвестиционный инструмент, чтобы обеспечить себе выход на лидирующие позиции. Была проведена большая работа, изучено, как они могут включить активы Уралвагонзавода, максимально эффективно использовать их. По итогам такой работы была сформирована стратегия поглощения, которая позволила компании сразу подняться на 10 мест вверх. Сейчас они входят в ТОП-5 крупнейших перевозчиков по грузообороту».
«И еще один пример по международному направлению – это 2020 год, перед самым ковидом, когда начались первые потрясения. Российская компания, занимавшая лидирующие позиции на отечественном рынке, настолько комфортно себя чувствовала, что у нее появились возможности выхода на новые рынки. У них была стратегическая сессия, где они наметили этот тренд и обратились к нам как к консультантам, поскольку функция стратегического маркетинга у них отсутствовала. Что мог сделать стратегический маркетинг? Полное изучение иностранных рынков, включая источники на иностранных языках, проведение интервью, анализ конкурентов и формирование шорт-листа ближайших регионов и стран, где они могут быстро организовать производство и выйти на рынок. К сожалению, это было до 2022 года, до санкций. Тогда было принято решение о выходе на рынок Германии, но этому помешал "черный лебедь", и эти планы не сбылись».